Решение вопроса о покупке некачественного товара
Почти половина жителей Украины сталкивались с покупкой некачественного товара. Если вдруг покупателю повезло с субъектом хозяйствования, и им оказалась дорога репутация, тогда всё решится довольно быстро. Ему обменяют продукцию на аналогичный качественный товар, вернут деньги или произведут ремонт за счёт продавца. Да только не так уж много таких порядочных продавцов. Как же действовать покупателю, столкнувшемуся с неполадками в приобретённой продукции?
Естественно, в первую очередь нужно обратиться к Закону Украины «О защите прав потребителей», согласно статье № 8 этого Закона, в случае покупки товара не соответствующего качества, покупатель имеет право требовать от продавца:
– пропорционального снижения стоимости;
– бесплатного ремонта продукции в определённый срок;
– компенсации затрат на ремонт продукции.
Конечно, необходимо учесть два аспекта. Первое, чтобы иметь возможность выдвигать хотя бы одно из требований, покупателю необходимо обнаружить недостатки продукции в рамках гарантийного срока, а если такового нет – в сроки, установленные законом. Поэтому важно, чтобы при покупке товара было гарантийное обязательство продавца или производителя (гарантийный талон). Второе, как следует из приведенной нормы, покупатель имеет возможность воспользоваться только тремя вариантами решения проблемы, а потому требование потребителя о ликвидации договора и возврате денег продавцом может быть удовлетворено сугубо по собственному желанию.
Если же были выявлены существенные недостатки товара в гарантийный срок, возникшие по вине продавца (производителя). Тогда потребитель имеет право потребовать расторжения договора и возврата денег, уплаченных за продукцию; заменить товар на аналогичный или такой же. Правда, не всегда просто доказать наличие существенного недостатка.
Так что является существенным недостатком товара? Закон отвечает на этот вопрос так:
1. Недостаток, который сделал невозможным или недопустимым использование товара по назначению.
2. Недостаток, появившийся по вине продавца, производителя, исполнителя.
3. Недостаток, который появляется снова после того, как его устранили, по не зависящим от покупателя причинам. Причём такой недостаток должен иметь один из таких признаков: он не поддаётся устранению; на его устранение потребуется больше 14 дней; он существенно изменяет товар, нежели указано в договоре.
Практика показывает, что на глаз невозможно выявить существенные недостатки товара, поэтому за помощью приходится обращаться к экспертам.