Классификация факторов, влияющих на объем и структуру спроса
Все предлагаемые в предыдущем посте классификации факторов, влияющих на развитие спроса, носят общий характер, как правило, без их детальной дифференциации, что, естественно, затрудняет исследование проблем развития спроса, а также процессов, характеризующих сферу личного потребления. Для этих целей необходимо давать более дифференцированную классификацию факторов, отличающихся по своей природе, характеру, степени воздействия на спрос и ряду других признаков. Так, по природе их возникновения все факторы, воздействующие на спрос, можно подразделить на социальные (характер общественного производства и распределения материальных благ между членами общества; социальная структура общества; развитие банковской системы; политика государства в области социального обеспечения и развития общественных фондов потребления); экономические (степень развития материального производства и общественного разделения труда; денежные доходы населения и их распределение между отдельными группами населения; товарное предложение; доля потребления продуктов питания, поступающих из личных и общественных хозяйств; уровень и соотношение розничных цен на товары; наличие отдельных товаров в пользовании у населения); демографические (численность населения, изменение соотношения между городским и сельским, мужским и женским, а также между отдельными возрастными группами населения; изменение среднего размера и состава семей; миграция населения между различными регионами страны; природно-климатические и физиологические (средняя годовая температура данного района; продолжительность сезонов года; особенность географического рельефа; физиологические особенности человеческого организма во взаимосвязи от пола и возраста) и прочие факторы, куда входят особенности исторического развития, национально-бытовые привычки и традиции; мода и др.