Дизайн сайтов и создание видеороликов для бизнесменов http://videoaekreativ.ru        Создание сайтов

Стоимостные показатели продукции

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту. Введите email, нажмите кнопку "Получать статьи"!

Для получения итоговых характеристик объема производства продукции используются стоимостные показатели. Благодаря единому денежному измерению они позволяют объединять готовую продукцию, полуфабрикаты, работы промышленного характера. Важная особенность и преимущество стоимостных показателей, исчисляемых на основе объема производства продукции в натуральном выражении и оптовых цен предприятия, состоит в учете ими не только количества, но и в значительной мере качества продукции, поскольку цены различаются в зависимости от качества продукции.

Таким образом, стоимостные показатели полнее, чем натуральные, отражают общий объем произведенных потребительных стоимостей для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Они позволяют исчислять темпы и пропорции промышленного производства, производительность труда, фондоотдачу, прибыль и другие показатели.

Существует ряд стоимостных показателей – валовый оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, нормативно-чистая продукция, нормативная стоимость обработки и др. Каждый из этих показателей имеет свою экономическую сущность, назначение, методы расчета, особенности, преимущества и недостатки.

Утратив функцию оценочного показателя, товарная (валовая) продукция сохраняет свое значение сводного показателя объема производства, широко используемого для расчетов темпов, пропорций и отраслевой структуры промышленного производства, экономических показателей развития промышленности, для сопоставления с другими странами.

Товарная продукция в действующих ценах характеризует объем продукции, предназначенной к отпуску на сторону. По составу товарная продукция отличается от валовой продукции тем, что не включает изменение остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства. Товарная продукция используется в планово-экономической работе промышленности для определения объемов продукции, предназначенной для потребления, увязки с объемом ресурсов, расчетов себестоимости, прибыли и др.

Реализованная продукция характеризует объем продукции предприятия, отпущенной потребителям и оплаченной ими. По составу реализованная продукция не отличается от товарной продукции и определяется в действующих оптовых ценах. Однако по величине она может отличаться от товарной продукции, поскольку включает часть товарной продукции, произведенной в прошлом периоде, и не включает часть нереализованной товарной продукции, произведенной в данном периоде. Объем реализации (РП) можно рассчитать исходя из товарной продукции (ТП) и остатков нереализованной товарной продукции на начало периода (Он) и конец периода (Ок):

РП = ТП - (Ок - Он)

Однако практика применения этого показателя в качестве оценочного не дала удовлетворительных результатов, поскольку реализованная продукция, как и товарная продукция, по своему составу и методам расчета мало отличается от валовой продукции и ей полностью присущи отмеченные выше недостатки валовой продукции.

При выборе показателей оценки деятельности предприятия стремились к тому, чтобы они позволяли объективно измерять собственный вклад предприятия в развитие общественного производства, устраняли деление продукции на «выгодную» и «невыгодную», стимулировали выпуск экономичных видов продукции. Для достижения этих целей наиболее перспективными представлялись показатели, из состава которых полностью или частично исключаются материальные затраты (прошлый труд).

Проведенный в конце шестидесятых годов в ряде отраслей промышленности эксперимент по применению показателя чистой продукции (условно-чистой продукции) в качестве планового и оценочного для предприятий выявил значительные методические трудности его определения, необходимость сложны и длительных расчетов.

Опыт применения показателя нормативно-чистой продукции в черной металлургии выявил ряд его преимуществ. Его величина не зависит от материалоемкости продукции и более точно характеризует вклад отдельного предприятия в общие результаты производства, темпы роста объема продукции и производительности труда. Вместе с тем появились существенные недостатки этого показатели. Одна из главных целей применения данного показателя – устранить (или существенно уменьшить) разновыгодность различных видов продукции – не была достигнута. Оказалось, что этот показатель не меньше, чем товарная продукция подвержен влиянию структурных сдвигов в сортаменте продукции, хотя причина разновыгодности продукции состоит не в различиях ее материалоемкости, а в отличии индивидуальных по предприятиям соотношений единых по отрасли нормативов истой продукции.

Условия новых методов характеризуются не попытками найти единый «идеальный» показатель, обеспечивающий решение проблемы стимулирования производства (вся предшествующая практика показала тщетность таких попыток), а применение системы взаимоувязанных показателей, лимитов и экономических нормативов. В эту систему входят следующие стоимостные показатели объема производства и реализации продукции – товарная продукция в действующих оптовых ценах предприятия, товарная (валовая) продукция в сопоставимых ценах предприятия и объем реализуемой продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам (в действующих оптовых ценах предприятия).

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту. Введите email, нажмите кнопку "Получать статьи"!

Метки: , ,

Ваш отзыв