Создание сайтов на шаблоне вордпресс. Оплата по договоренности. Возможна дальнейшая поддержка сайтов. Услуги рерайтера/копирайтера roksana17.1.kz@gmail.com

Загрязнение окружающей среды: как спасти наш мир от промышленных отходов

загрязнение окружающей средыМожно сказать, что мы живём в мире отходов, загрязнение окружающей среды достигло ужасающих размеров. Ежегодно в океан попадает около 10 млн. тонн нефтепродуктов, а в водоёмы – свыше 500 млрд. тонн промышленных отходов; предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу около 1 млрд. аэрозолей и столько же сажи, сжигается 10 млрд. тонн условного топлива. Из общего числа отходов, ежегодно образующихся на земном шаре, 7 млрд. тонн приходится на Россию. Но существуют ещё и хранилища, где отходы накапливаются годами. На территории России накоплено 80 млрд. тонн твёрдых отходов и 1,6 млрд. тонн токсичных отходов, в том числе содержащих канцерогенные вещества. На одного москвича приходится порядка 270 кг бытовых отходов в год, и эта цифра продолжает расти. Отходы собираются как на специализированных, так и на стихийных свалках. На долю неразрешённых мест размещения отходов приходится более 70 %. Биохимические процессы разложения отходов оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую среду: почву и растения, воздух, подземные и поверхностные воды, плодят в огромных количествах крыс, мышей и насекомых, способствующих распространению инфекционных заболеваний. Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей – нынешнему и грядущим поколениям. Вот почему сегодня во всём мире так остро стоит вопрос об охране окружающей среды.

Влияние загрязнителей окружающей среды на организм человека

загрязнение окружающей среды

С первых дней существования промышленности основное внимание собственников уделялось результатам производства, а человек вообще не брался в расчёт, хотя вредность производства в первую очередь отражается на его здоровье в острой или хронической форме (непосредственно или в отдалённых последствиях) как для самого индивидуума, так и для его потомства. Загрязнение  окружающей среды ионами тяжёлых металлов может привести к самым неблагоприятным последствиям. Ионы меди, кобальта, никеля вызывают ослабление жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, которые определяют плодородие почвы. Ионы свинца кадмия приводят к снижению урожая, изменениям в химическом составе растений, накоплению в них кадмия, свинца и цинка, т. е. происходит их передача в следующее звено природного цикла. Кадмий, в частности, вызывает тяжёлые заболевания почек, а никель вызывает канцерогенное действие на различные органы человека. Промышленные отходы весьма разнообразны по фазе (твёрдые, жидкие, газообразные), токсичности и составу. Например, производственные сточные воды могут иметь в своём составе нефтепродукты, щёлочи; кислоты; электролиты; соли многих металлов: тяжёлых (железо, медь, цинк, никель, кадмий, свинец, олово), щелочных (калий, натрий), щелочноземельных (магний, стронций), соединений хрома, соли синильной кислоты (цианиды); органические соединения. Источниками загрязнения окружающей среды являются металлургические, химические и машиностроительные производства, предприятия нефтехимии, строительной индустрии и другие, связанные с дроблением и измельчением материалов, перегрузкой и транспортировкой сыпучих веществ. 

загрязнение окружающей среды

Утилизация  отходов

1. Отходы нефтеперерабатывающей промышленности

Для Республики Казахстан, как и для многих стран, проблема отходов производства и потребления является одной из актуальных экологических проблем. Экологические проблемы в республике обусловлены, в первую очередь, значительной концентрацией промышленного производства. В республике размещены крупные предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, машиностроения, предприятия энергетики, автотранспорта и др. На долю предприятий нефтеперерабатывающей отрасли приходится примерно 35-40% от общего объёма образования отработанных нефтепродуктов по республике, доля предприятий топливно-энергетического комплекса составляет 25%, не менее значительны объёмы образования отработанных масел и на предприятиях машиностроительного комплекса, автотранспорта. Отработанные нефтепродукты являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды - поверхностных и под-земных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. При оценке такого загрязнения не всегда удаётся определить возможность возврата экосистемы к устойчивому состоянию или необратимой деградации. Значительный ущерб наносится окружающей среде из-за отсутствия эффективной системы сбора и утилизации отработанных масел. Несанкционированные выбросы обусловлены тем, что в нашем законодательстве отработанные масла считаются отходами, тогда как в законодательстве стран – членов ЕЭС и США отработанные масла считаются не отходами, а ценным энергетическим сырьём. В ЕЭС действуют Директивы по утилизации отходов и по утилизации отработанных масел (75/439/ЕЕС от 16.06.1975 с изменениями и дополнениями 91/692/ЕWG от 31.12.1991). В соответствии с Директивой ЕЭС по утилизации отходов понятие «утилизация» включает сбор, хранение, транспортировку, переработку (в том числе регенерацию) и уничтожение отходов, в том числе и контроль за осуществлением этих процессов, а также за местами захоронения отходов. В Директиве прописаны способы утилизации отходов. При этом предпочтение отдаётся процессам регенерации масел (восстановлению отработанных масел до базовых), а не процессам использования их в качестве топлива для энергетических целей (сжигания). Безусловно, все технологические процессы должны быть экологически чистыми. Вся деятельность служб по утилизации отработанных масел субсидируется государством. Со временем у предприятий появляются свои накопления, за счёт чего установки по регенерации отработанных масел окупаются. Согласно положению Базельской конвенции об охране здоровья населения и окружающей среды, к группе «отходы» и «опасные отходы» относятся различные вещества и предметы, в перечень которых вошли и отработанные масла. В Республике Казахстан соглашение утверждено Постановлением правительства РК от 28.04.97г.№670. Пока в Казахстане отработанные масла будут относиться к статье отходы, а не к ценному сырью, и не будут использовать в качестве экономического стимулирования льготы и дотации за оказанные услуги предприятиям, занимающимися сбором и утилизацией, (как в странах ЕЭС и США, в которых достигнутая эффективность сбора и утилизации отработанных масел является следствием экономической поддержки со стороны правительства в виде ценовой, акцизной и налоговой политики, субсидий и т.д.), отработанные масла так и будут сжигаться в печах без предварительной очистки от загрязняющих биосферу примесей и несанкционированно выбрасываться в почву и в водоёмы. Учитывая актуальность решения проблемы утилизации отходов: отработанных масел и смазочных материалов, необходимо создание нормативно правовых и экономических механизмов, ориентированных на обеспечение сбора отработанных масел, а также их переработки. Казахстанская международная выставка «Отходы: пути минимизации и предотвращения – 2002», состоявшаяся в Алматы под эгидой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, также рассматривала и ставила вышеперечисленную проблематику. Важное место в защите окружающей среды принадлежит ликвидации последствий загрязнения её при эксплуатации объектов нефтехимии. Очистка мест разлива нефтепродуктов может быть выполнена в несколько этапов:

• технический этап очистки грунтов – откачка нефтепродуктов с поверхности земли и снятия загрязнённого слоя грунта (выше 2000 мг на грамм почвы) с последующим складированием в специальные отвалы, амбары;

• биологический этап включает рыхление почв и их аэрирование, выделение из почв природных микроорганизмов, наращивание их, внесение их в смеси с питательной средой в почву и амбары;

• фитологический этап включает посев травосмеси.

Загрязнённая нефтепродуктами и тяжёлыми металлами почва проходит через грохот, где обрабатывается струёй воды под сильным напором. Мелкая галька возвращается на поля, так как она отмылась, а смесь из песка и воды попадает в гидроциклон, где песок опускается на дно, а сильно загрязнённые частицы почвы поднимаются вверх, где смешиваются с загустителем. Полученная масса обезвоживается в фильтр - прессе. Отфильтрованный ил поступает в специально отведённое место для захоронения. Дальнейшая очистка почвенного фильтрата происходит во флотационных камерах.

Хотелось бы заметить еще об одной проблеме, загрязнение окружающей среды вредными выхлопами автомобилей. Для снижения выхлопа используются специальные катализаторы, которые нейтрализуют токсичность выхлопных газов автомобиля. Поэтому необходимо вовремя производить замену и удаление катализатора. Если автовладельцы будут будут ответственно подходить к таким вопросам, регулярно проверять исправность своего автомобиля, в том числе катализатора, то это благотворно отразится на нашей окружающей среде.

2. Радиоактивные отходы.

Очень большие проблемы возникают с захоронением радиоактивных отходов. Существует два пути утилизации наиболее распространённых РАО (ТВЭЛов):

• топливные элементы вскрываются и подвергаются переработке (отделяется уран, плутоний); • топливные элементы удаляются из реактора с последующим помещением их в контейнеры для хранения их в непереработанном виде.

Основные требования при захоронении РАО – надёжная изоляция от экосферы на весь период их опасного действия. Поэтому в первую очередь возникает проблема хранения отходов. Известны ошибки в обращении с РАО при наработке оружейного плутония в 1949-1951 гг. Жидкие РАО (общей активностью до 2.5 млн. Ки) ПО «Маяк» вначале сливались непосредственно в реку и только после осознания опасности – в замкнутые водоёмы. Высокоактивные РАО хранились в специальных ёмкостях, не отвечающих требованиям, хранилища ПО «Маяк». В 1957 г. произошёл взрыв одной из таких (80 т) ёмкостей с выбросом РВ активностью до 20 млн. Ки. Не безопасным оказался и вариант захоронения жидких РАО в глубоко залегающих водоносных горизонтах с замедленным водообменом (60-е годы). К настоящему времени в водоносных горизонтах захоронено более 50 млн. кубометров жидких РАО с суммарной активностью до 2 млрд. Ки. Требования МАГАТЭ не допускают захоронения РАО в жидком виде, особенно для долгоживущих радионуклидов. Традиционно к низко- и среднеактивным жидким РАО применяют химическое осаждение, ионный обмен, фильтрование, выпаривание, мем-бранные методы, битумирование, остеклование. При этом можно выделить этапы: улавливание (особенно важен для газообразных РАО), концентрирование (выпаривание жидких РАО), упаковка, хранение, захоронение. Радиоактивные отходы перед захоронением доводят до твёрдого состояния выпариванием, затем заключают в стеклообразную, цементированную или битумную массу и помещают в металлическую, бетонную, пористую керамическую конструкцию или другое приспособление (в Приморье – это специальное судно «Пенега»). Выбор мест окончательного захоронения РАО чаще становится вопросом не техническим, а политическим, так как вызывает протест населения, живущего в районе строительства хранилища. Извлекать многие компоненты из отработанного ядерного горючего сейчас нет смысла. Поэтому наиболее распространённой стала технология прессования. Отделив все слаборадиоактивные элементы конструкции (корпус, крышки, колпаки), высокоактивные РАО прессуют, помещают в медный контейнер (не поддаётся коррозии в течение тысяч лет) и заливают свинцом. За время гарантии надёжности контейнера активность содержимого контейнера снизится до безопасного уровня. Существенным является выбор геологического горизонта для хранилища. Наиболее пригодны для этого глубокие шахты в каменной соли (т.е. можно с уверенностью сказать, что здесь нет контакта с водой, так как соль не растворилась), глине, скальных породах и других водонепроницаемых горизонтах.

Проблема захоронения ртутьзагрязнённых материалов в городе Темиртау

Очень остро проблема утилизации промышленных отходов, а именно ртутьсодержащих отходов, коснулась и нашего города. Вопрос об утилизации уже много лет является актуальным не только для Темиртау, но и для всех, кто пользуется водой из реки Нуры. Типичны для окрестностей Темиртау находки в почве и на её поверхности сгустков ртути. Источником широкого распространения ртути, как говорят учёные, является территория бывшего завода «Карбид», а именно промышленная площадка по производству ацетальдегида. Большая часть различных форм ртути попала в Нуру вместе со сточными водами, отводимыми через поля филтьрации и далее через комплексные сооружения по очистке промышленных и бытовых стоков. Дополнительное загрязнение реки произошло, скорее всего, при атмосферном переносе ртути и ртутьсодержащей пыли. Сыграли свою роль и сточные воды, которые несли ртутьсодержащие материалы с территории цеха Д-19, различных площадок хранения этих материалов в очистные сооружения и далее в Нуру. Датская компания «COWI» планировала очистить от ртути не только цех Д-19 и территорию «Карбида», но и территорию ХМЗ ЗАО «Алаш», завод по переработке промышленных отходов, осадочные пруды, отвал золы и существующий отводной канал. Также датчане будут сооружать полигон для опасных отходов в урочище Апан, расположенном вблизи Темиртау. Этот же полигон летом 2006 года будет использоваться для безопасного размещения загрязнённых материалов, образовавшихся при очистке русла Нуры, которую будет производить фирма «Posch&Partners» Проект очистки территории цеха Д-19 и прилегающих к «Карбиду» участков предусматривает изъятие загрязнённых ртутью материалов и их размещение на полигоне, который спроектирован в соответствии с нормами, действующими в Казахстане, а также с учётом международных стандартов. Именно поэтому экскаваторы будут вынимать грунт, содержание ртути в которых колеблется в пределах 10 мг\кг. Также согласно проекту датской компании «СОWI» все материалы, загрязнённые свыше 1500 мг\кг, до того как их разместят на полигоне, обязательно предварительно очистят. Земли урочища Апан для организации полигона были выбраны не случайно. Результаты исследований свидетельствуют о том, что гидрогеологический режим благоприятствует организации и сооружению экологически безопасного полигона. На глубине ниже верхних слоёв грунта залегают глины, а на глубине до 30 м на участке, отведённом под полигон, нет даже подземных вод. Полигон будет состоять из следующих объектов: подъездной дороги с востока и юга; территории въезда, взвешивания и ожидания; инфраструктуры полигона; действующие карты полигона (где будут захоронены отходы). Полигон урочища Апан рассчитан на приём отходов с содержанием ртути от 2,1 до 50000 мг\кг. Планируется, что здесь будут захоронены ртутьсодержащий грунт, гранулированный материал, сухой и разложившийся ил, высушенные донные отложения прудов, канав и реки, а также зола, бетонная и кирпичная выломки и металлические конструкции. В этих материалах, как предполагают учёные, будут содержаться неорганические соединения ртути II и IV класса опасности, однако содержание в некоторых отходах металлической ртути, относящейся к I классу опасности, не исключается. Но вот дальнейшее распространение ртути во время её хранения на полигоне специалисты исключают полностью. Согласно СНиПам на полигоне соорудят два вида карт (участков, где будут захоронены отходы). Одна из них – карта захоронения отходов I класса опасности с содержанием ртути свыше 1500 мг/кг. Здесь отходы будут размещаться в герметичных контейнерах в специально отведённом месте. Эта карта будет сооружена с использованием противофильтрационного экрана, устроенного на дне и по бортам карты. Такой экран будет располагаться поверх естественного слоя глин толщиной 5 м. Он будет состоять из слоя 0,5 м уплотнённых местных глин, плёнки из полиэтилена высокого давления (ПЭВД) толщиной 1,5 мм и верхнего слоя гравия толщиной 0,5 м, который будет использован для контроля и сбора фильтрата. Фильтрат будет стекать в угол карты, где будет собираться в специальном накопителе для контроля фильтрата с помощью системы трубопроводов. Верхний экран (укрытие) будет состоять из слоя поверхностного грунта – 0,3 м, слоя подповерхностного грунта – 0,7 м, дренажного слоя 0,3 м, плёнки из ПЭВД толщиной 1,5 мм, защитного и газоотводящего слоя гравия в 0,2 м и временного верхнего слоя грунта в 0,5 м. Всего на полигоне будет шесть больших карт для отходов II-IV класса опасности. Строительство будет идти поэтапно, по две карты в год. Экран, расположенный на дне, будет состоять из однородного и плотного слоя глины толщиной 0,5 м. Основание карт будет устроено на уровне верхнего слоя естественных глин Строительство полигона в урочище Апан вызвало большой общественный резонанс. Многие темиртаусцы, в том числе и экологи города, против строительства полигона. Свой протест против строительства полигона по захоронению ртутьсодержащих отходов темиртаусцы объясняют тремя причинами. Первая: уж слишком близко полигон будет расположен от города. Вторая: под полигон планируется отдать едва ли не самое живописное и экологически чистое урочище. Третья: даже при условии, что проект рассчитан до мелочей, полигон наверняка построят с нарушениями, а значит, ртутная проблема не только не решится, но ещё больше усложнит ситуацию. Несмотря на протест большинства темиртаусцев, чиновники протащили проект строительства полигона для захоронения ртутьсодержащих отходов. Большую роль сыграло дороговизна проекта, общая стоимость которого составляет 31 млн. долларов. Перетянуло чашу весов не экологическая безопасность Темиртау, его жителей и будущих поколений, а экономическая выгода. Официальные власти очень боятся, что если сейчас проект завернут, то Всемирный банк реконструкции и развития, откажется финансировать проект по очистке территории «Карбида» и Нуры от ртути, а без него Казахстану эту проблему не решить. И ещё. Это первый казахстанский проект, под который Всемирный банк реконструкции и развития согласился дать денег. Если сейчас мы покажем банку, что все наши намерения гроша ломанного не стоят, то в дальнейшем нам мечтать не стоит получить деньги от этой международной структуры. Сходные проблемы возникли и в Павлодаре. В почве на территории павлодарского химического завода, по данным специалистов, в период 1975 по 1993 год скопилось до 900 тонн ртути. В 1999 году в частично демонтированных корпусах предприятиях возникла угроза испарения ртути. В 2002 году правительство РК приняло решение выделить на первый этап демеркуризации 860 млн. тенге из республиканского бюджета на 2002-2004 годы. В рамках проекта был демонтирован цех ртутного электролиза, а его конструкции захоронены в специальный могильник. Так же построена противофильтрационная завеса («глиняная стена в грунте»), цель которой - предотвращение попадания ртути вместе с грунтовыми водами в Иртыш. Протяжённость конструкции составляет 3588 метров. С завершением первого этапа демеркуризации очаг ртутного загрязнения локализован. Ожидается, что на втором этапе проекта будет обследован бывший заводской пруд – накопитель Былкылдак. Также при помощи специальных скважин до 2015 года будет вестись мониторинг состояния подземных вод с целью изучения эффективности работ, выполненных на первом этапе демеркуризации. Средства на эти цели планируется выделить из областного бюджета.

загрязнение окружающей среды

Спасем наш хрупкий земной шар

Законодательная база решения проблемы отходов в Казахстане

Решение проблемы управления промышленными и бытовыми отходами является одним из приоритетных направлений деятельности, обозначенных в Концепции экологической безопасности РК на 2004-2015 гг. Оптимизация управления отходами призвана обеспечить экологическую безопасность и устойчивое развитие Казахстана. Деятельность Правительства РК и ряда донорских проектов направлены на разрешение этой проблемы. В дополнение к основным документам, осуществляющим обеспечение экологической безопасности и проведение промышленной инновационной стратегии развития, в стране действуют законы и регулирующие правовые акты. Прежде всего, это Конституция РК от 30 августа 1995 г., Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г., Базельская конвенция «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», принятая РК в феврале 2003 г., Законопроект об отходах, рассматриваемый в настоящее время в Парламенте РК, Постановления и Положения Кабинета Министров Республики Казахстан, поправки, положения, методические указания, разрабатываемые в Министерстве охраны окружающей среды РК. Несмотря на все положения и акты, разработанные на сегодняшний день, в Республике отсутствует правовая основа для создания экономически выгодной системы управления отходами. В то же время в Казахстане отсутствует государственная система управления отходами, которая включала бы государственное законодательство по вопросам мониторинга, обработки и утилизации имеющихся отходов. Была организована межотраслевая рабочая группа по проблеме законодательства по отходам. Шесть казахстанских специалистов и лиц, ответственных за принятие решений на государственном уровне, представляющих интересы научно-исследовательского института, промышленных предприятий, министерств, муниципалитетов и Парламента РК, входящих в группу по проблемам законодательства в области управления отходами, приняли участие в недельной обучающей поездке в Чехию, для изучения опыта управления отходами в этой стране. В результате исследований современной ситуации по управлению отходами в Казахстане, проведёнными чешскими и казахстанскими специалистами в 2004г., в данном проекте предложены приоритетные шаги для налаживания эффективного управления отходами и их утилизации. Цель проекта – содействие в эффективной работе межсекторальной рабочей группы по разработке закона по отходам в 2005 -2006 гг. Принятие правительством закона об отходах производства и потребления. Ожидаемый результат: 1. Усиленное национальное законодательство по управлению отходами, которое обеспечит экономике Казахстана экологическую ориентацию и уменьшит вредное влияние промышленного производства на окружающую среду. 2. Усиление возможностей гражданского сообщества и лиц, принимающих решение по управлению отходами и поддержке политики по устойчивому экологически чистому производству.

Современная экологическая обстановка на планете характеризуется сосредоточением гигантского количества техногенных источников, сравнительно равномерно распределённых по поверхности Земли и обусловливающих ареалы антропогенных потоков различной мощности. Экологическая ситуация в мире осложняется и ухудшается более интенсивно, чем этому противостоят предпринимаемые меры. В результате экосистемы неотвратимо обрекаются на гибель. Особенно это чувствуется там, где промышленный техногенез выражен наиболее сильно. В указанном смысле весьма экологически уязвимы лесные экосистемы, акватории малых и больших рек, прибрежные территории северных и восточных морей. Самое вредное воздействие, которое оказывает производство, это  загрязнение окружающей среды, которое во многих районах мира достигло критического уровня для устойчивости экологических систем и здоровья людей. Мировое хозяйство ежегодно выбрасывает только в атмосферу 200 млн. т оксида углерода, более 50 млн. т углеводородов, 120 млн. т золы, 150 млн. т диоксида серы, большое количество оксидов азота, фтористых соединений, ртути и других токсичных веществ. По имеющимся оценкам, общий объём выбросов загрязняющих веществ в 1970 г. составил 19 млрд. т, а к концу нынешнего тысячелетия может возрасти до 50 млрд. т. Загрязнение атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов – «лёгких планеты», снижением поголовья или исчезновением видов фауны, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, потерей рыбопродуктивности водоёмов, наносит урон здоровью людей. Всё это ставит перед людьми объективное требование – учитывать воздействие производства на окружающую среду. Не допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к её критической деградации и гибели всего живого на Земле. Каждый из нас хочет видеть себя, своих близких, друзей здоровыми и счастливыми. Поэтому каждый из нас должен сделать всё, что в наших силах, чтобы окружающий нас мир стал экологически чистым и красивым. И по этому поводу замечательные слова сказала лидер партии «Асар», депутат Мажилиса Парламента Дарига Назарбаева: «Если вы не хотите, чтобы на вашем пороге была свалка, - её не будет». Именно общественные слушания, проведённые по всему Казахстану, позволили не сделать нашу страну свалкой ядерных отходов.

загрязнение окружающей среды

Сохраним нашу зеленую планету

Получайте новые статьи блога прямо себе на почту. Введите email, нажмите кнопку "Получать статьи"!

Метки: , ,

комментария 2 на «Загрязнение окружающей среды: как спасти наш мир от промышленных отходов»

  1. Юлия пишет:

    Очень хорошая статья, злободневная, я вас полностью поддерживаю, если ничего не делать наша планета действительно превратиться в одну большую свалку. Спасибо за статью!

  2. Svet_eko пишет:

    Спасибо!

Ваш отзыв